Изменения в Федеральном Законе от 25.07.09



Наиболее важные документы отмечены словом "Внимание!"

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Уточнены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на УСН и применяющим данную систему налогообложения.
С 15 до 45 млн. руб. увеличен предельный размер дохода налогоплательщика, позволяющий перейти на УСН.
Продолжать применять "упрощенку" смогут те налогоплательщики, у которых доход за год не превысил 60 млн. руб. (ранее - 20 млн. руб.).
Новые предельные размеры доходов будут применяться до 2012 г. включительно. Что касается 2013 г., то в течение этого года будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие в 2009 г. с учетом индексации.
До 2012 г. включительно также отменяется применение коэффициента-дефлятора.
По мнению авторов закона, данные меры позволят расширить круг субъектов малого предпринимательства, желающих либо уже имеющих возможность применять УСН, а также реально снизить налоговую нагрузку на данную категорию хозяйствующих субъектов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Согласно изменениям имущественный вычет по НДФЛ предоставляется и при покупке земельного участка (его доли) для индивидуального жилищного строительства, или если на участке расположен приобретаемый жилой дом (доля в нем). Ранее вычет действовал только в отношении квартир, домов, комнат (долей в них).
К доходам, не облагаемым НДФЛ, дополнительно отнесена материальная выгода от экономии на процентах по займам, полученным для погашения ипотечных кредитов на покупку земельного участка; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями члену (членам) семьи бывшего работника-пенсионера, а также пенсионеру в связи со смертью члена (членов) семьи.
Также не облагаются НДФЛ доходы, полученные при продаже физлицом автомобилей. При этом до снятия машины с учета она должна быть зарегистрирована на налогоплательщика как минимум три года.
Со 125 тыс. руб. до 250 тыс. руб. увеличен размер вычета по НДФЛ при продаже имущества, не являющегося недвижимым.
Уточнен порядок определения предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом при налогообложении прибыли.
Напомним, что с 1 сентября 2008 г. предельная величина процентов равна ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22% по долговым обязательствам в иностранной валюте. Данное правило первоначально планировалось применять до 31 декабря 2009 г.
С 1 августа по 31 декабря 2009 г. применяется увеличенный коэффициент ставки рефинансирования. Он равен 2.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
С 1 января 2009 г. вступили в силу изменения в НК РФ, согласно которым патент на право применения УСН выдается на период от одного до 12 месяцев. Ранее патент мог выдаваться на квартал, полугодие, девять месяцев либо год. При этом в пункте 6 статьи 346.25.1 Кодекса было сохранено положение, предусматривающее, что в случае получения патента на более короткий срок (квартал, шесть месяцев, девять месяцев) стоимость патента подлежит перерасчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент.
Таким образом, наблюдалось противоречие между вышеуказанными нормами Кодекса, так как более коротким сроком в целях получения патента могут являться не только квартал, шесть или девять месяцев, но и любое количество месяцев в пределах одного года.
Принятые поправки устраняют данную правовую коллизию.
Кроме того, уточнены основания утраты права на применение УСН на основе патента. Налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения, если в календарном году, в котором он применяет УСН на основе патента, его доходы превысили 20 млн руб., независимо от количества полученных в указанном году патентов. Переход, как и прежде, осуществляется с начала налогового периода, на который был выдан соответствующий патент.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 165-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Устранена правовая коллизия в НК РФ.
В частности, сокращен перечень оснований для утраты права на применение УСН на основе патента. Согласно внесенной поправке такими основаниями не являются привлечение наемных работников (в том числе, по договорам гражданско-правового характера) и осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ.
Дело в том, что с 1 января 2009 г. вступили в силу изменения в НК РФ, согласно которым при применении УСН на основе патента ИП вправе привлекать наемных работников, в том числе, по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не превышает за налоговый период пять человек.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Плательщикам ЕНВД разрешается не применять контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.
Такие налогоплательщики обязаны будут выдавать по требованию покупателя (клиента) документ (товарный чек, квитанцию и др.), подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Приводятся требования к этому документу. Он должен выдаваться в момент оплаты товара (работы, услуги) и содержать данные о продавце (наименование или ФИО, ИНН), товарах (работах, услугах), сумму оплаты и сведения о выдавшем документ лице.
Налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за выдачей указанных документов и налагать штрафы за отказ в их выдаче. Административный штраф за соответствующее правонарушение составит для граждан от 1,5 до 2 тыс. руб., для юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Не облагается НДС безвозмездное оказание услуг по предоставлению эфирного времени и (или) печатной площади при проведении выборов и референдумов.
Доходы в виде бесплатных эфирного времени и (или) печатной площади не облагаются НДФЛ и налогом на прибыль.
Затраты на безвозмездное предоставление эфирного времени и (или) печатной площади при проведении выборов и референдумов в целях налогообложения прибыли отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2009 г.

Внимание!
Письмо Федеральной налоговой службы N ШС-22-3/573@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2009 года"
С 1 января 2007 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).
Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за июнь 2009 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 68,22 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 31,0270 значение Кц определено как 6,3267 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 5,1267). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в связи с ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.
Данные, применяемые для расчета НДПИ за май 2009 г., приведены в письме ФНС России от 18 июня 2009 г. N ШС-22-3/492@.

Внимание!
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июля 2009 г. N ШС-22-3/564@ "О порядке заполнения строки 2 счета-фактуры"
С 09.06.2009 был изменен порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.
Данными изменениями, в частности, предусматривается, что в строке 2 счета-фактуры налогоплательщиком НДС указывается полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.
Согласно разъяснениям, указание в строке 2 счета-фактуры только полного или только сокращенного наименования продавца не является основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом.

Банковская деятельность

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 193-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
Федеральный закон касается санации ряда системно значимых банков.
В сентябре-октябре 2009 г. до вступления в силу ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" Минфином России и Банком России были приняты решения о санации системно значимых банков, испытывавших существенные проблемы с платежеспособностью (КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО), ОАО АКБ "Связь-Банк", ОАО "Собинбанк", ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК", ОАО "ЯРСОЦБАНК", АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ"(ОАО)).
Процедура санации указанных банков проводилась вне рамок вышеназванного ФЗ и без участия Агентства по страхованию вкладов. Поэтому Банк России не вправе был использовать предусмотренные впоследствии послабления: возможность не вводить в отношении санируемых банков запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физическим лицам; не отзывать лицензию на осуществление банковских операций; предоставлять отсрочки по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в ЦБР.
Принятый ФЗ предоставляет Банку России возможность принимать такие решения в отношении банков, меры по предупреждению банкротства которых были предприняты в период с 15 сентября по 28 октября 2008 г. При этом указанные меры должны соответствовать плану мер по предупреждению банкротства банков в случае утверждения впоследствии такого плана Комитетом банковского надзора Банка России.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
С 26 августа на 1 октября 2009 г. перенесен крайний срок внесения на рассмотрение в Госдуму проекта федерального бюджета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010-2012 гг. На месяц также перенесены сроки сверки с региональными органами власти исходных данных для подготовки проекта федерального бюджета.
Кроме того, на 10 дней сокращен максимальный срок рассмотрения проекта федерального бюджета в каждом из чтений.
Ведомственная структура расходов федерального бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам будут утверждаться только на 2010 г. Это обусловлено неопределенностью в среднесрочном прогнозировании экономической ситуации в стране и мире.
В связи с этим в 2009 г. также приостанавливается требование о представлении одновременно с проектом федерального бюджета ожидаемых итогов и уточненного прогноза социально-экономического развития страны, а также оценки ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.
Кроме того, показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств предполагается утвердить только на 2010 г.
На 2009 г. приостановлены и ограничения по срокам принятия налоговых изменений. Согласно этим ограничениям налоговые изменения должны быть одобрены минимум за месяц до внесения в парламент проекта бюджета. В противном случае они должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание!
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков"
Государство получило право осуществлять меры по повышению капитализации банков путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков.
Процедура повышения капитализации будет включать следующие этапы: размещение банком привилегированных акций; эмиссия РФ облигаций федерального займа; заключение договора мены привилегированных акций на облигации федерального займа.
Установлены требования к банкам, которые смогут разместить привилегированные акции в рамках указанной процедуры, а также определены условия выпуска привилегированных акций. Максимальный объем таких акций не должен превышать 100% величины основного капитала банка по состоянию на 1 июля 2009 г. При этом общая номинальная стоимость привилегированных акций не должна быть менее 25 млн. руб.
Эмиссию облигаций федерального займа со сроком погашения не позднее 31 декабря 2019 г. и ежегодной выплатой купонного дохода будет осуществлять Правительство РФ вплоть до 31 декабря 2010 г.
Банки смогут заключить договоры мены с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (этот орган определит Правительство РФ).
С даты завершения размещения привилегированных акций РФ получит право назначить представителя в состав совета директоров (наблюдательного совета) банка, право вето в отношении некоторых решений банка, право отчуждать привилегированные акции (после 1 января 2016 г.).
Определены сроки и условия выкупа привилегированных акций акционерами - владельцами обыкновенных акций банка и самим банком. После 1 января 2016 г. привилегированные акции можно будет приобрести у РФ в порядке приватизации. Владелец привилегированных акций спустя 10 лет после их размещения сможет требовать у банка конвертации привилегированных акций в обыкновенные.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Предусмотрена возможность предоставления Внешэкономбанком субординированных кредитов (займов) без обеспечения.
Ранее такие кредиты предоставлялись, если банк получит от третьих лиц субординированный кредит и (или) суммы в оплату взноса в свой уставный капитал. Объем кредита не мог превышать сумму средств, полученных от третьих лиц. Применялась схема 1:1.
Субординированный кредит предоставляется по схеме 1:3. Это означает, что объем субординированного кредита может в 3 раза превысить сумму вновь привлекаемых банком средств третьих лиц.
Дополнительные субординированные кредиты предоставляются до 2010 г. на срок до 2020 г. Ставка - 9,5% годовых.
Средства Фонда национального благосостояния в размере 40 млрд руб. предусмотрены для выдачи кредитов ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Эти средства размещаются во Внешэкономбанке на депозиты по ставке 8,5% годовых. Процентная ставка кредитования - 9,5% годовых.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Кредитные потребительские кооперативы отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и потому обязаны принимать меры по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
К таким мерам, в частности, относятся: передача в Росфинмониторинг сведений о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами; разработка и реализация правил внутреннего контроля.

Внимание!
Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2263-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами"
С 13 июля 2009 г. изменены размеры ставок по кредитам, выдаваемым кредитным организациям под обеспечение активами или поручительствами.
По кредитам на срок до 90 календарных дней ставка составляет 10% годовых вместо 10,5%, на срок от 91 до 180 календарных дней - 10,5% годовых (ранее - 11%), а на срок от 181 до 365 календарных дней - 11% годовых (прежде - 11,5%).
Это обусловлено снижением учетной ставки ЦБР.
Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу со дня его подписания.

Внимание!
Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2262-У "О размере процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России"
Ставка рефинансирования с 13 июля 2009 г. составляет 11%, вместо установленных ранее 11,5%.
В связи с этим с 10,5% до 10% снижаются процентные ставки по ломбардным кредитам ЦБР, предоставляемым на 1, 7 и 30 календарных дней.
Данные кредиты предоставляются банкам в рублях в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Обеспечением этих кредитов является залог (блокировка) ценных бумаг, включенных в ломбардный список.
Указание вступает в силу со дня подписания.

Внимание!
Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2261-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России"
В связи с изменением с 13 июля 2009 г. учетной ставки ЦБР уменьшены процентные ставки по депозитным операциям Банка России.
Так, ставка по операциям на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст" и "до востребования" теперь составляет 5,75 % годовых (вместо 6,25 % годовых), а на условиях "одна неделя" и "спот-неделя" - 6,25 % годовых (ранее - 5,75 % годовых).
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Внимание!
Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2260-У "О размере процентной ставки по кредиту овернайт Банка России"
С 13 июля 2009 г. ставка рефинансирования ЦБР была снижена на 0,5 процентных пункта.
Аналогичным образом уменьшена процентная ставка по кредиту овернайт.
Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу со дня его подписания.

Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон определяет порядок рассмотрения так называемых корпоративных споров.
Корпоративные споры касаются создания, реорганизации и ликвидации юрлица; принадлежности акций, долей в уставном (складочном) капитале, паев членов кооперативов; эмиссии ценных бумаг; обжалования решений органов управления. Сюда же входят споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале ООО.
Данные споры рассматриваются в арбитражном суде.
Предусмотрен общий порядок искового производства. Исключения составляют отдельные категории дел. Можно будет применять, в том числе, правила заключения мирового соглашения.
Юрлицо должно извещаться обо всех существенных фактах судебного производства. В свою очередь оно обязано обеспечить своим акционерам (участникам, членам) доступ к указанной информации. За нарушение этих правил наступает административная ответственность.
Установлен специальный порядок обжалования определений, принимаемых судом в ходе рассмотрения дела. Сокращен срок обжалования.
Введена процедура обращения в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов других лиц по их просьбе.
Уточнены процедуры приостановления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Внимание!
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 июня 2009 г. N 09-20/пз-н "Об особенностях проведения в реестре владельцев именных ценных бумаг операции по изменению информации, содержащейся на лицевом счете номинального держателя и (или) доверительного управляющего, в связи с реорганизацией указанных лиц в форме преобразования"
В случае преобразования номинального держателя и (или) доверительного управляющего, которым открыт лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг, регистратор или эмитент, осуществляющий самостоятельное ведение реестра (далее - держатель реестра), должен скорректировать информацию лицевого счета зарегистрированного лица (номинального держателя, доверительного управляющего).
Для проведения такой корректировки юридическое лицо, созданное в результате преобразования, должно предоставить держателю реестра необходимые документы. В перечень таких документов входят: анкета, копия устава, копия свидетельства о регистрации юридического лица, копия выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей факт внесения в этот реестр записи о создании юридического лица путем реорганизации, копия документа (выписка из него), подтверждающего избрание (назначение) на должность лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, копия банковской карточки.
В течение 15 рабочих дней после получения от ФСФР России переоформленного бланка лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, созданное юридическое лицо должно предоставить копию бланка указанной лицензии держателю реестра.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2009 г. Регистрационный N 14334.

Внимание!
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 2 июня 2009 г. N 09-17/пз-н "О внесении изменений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года N 06-117/пз-н"
Расширен перечень эмитентов, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. В перечень включены эмитенты, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Также внесены изменения, обусловленные с предстоящим переходом от лицензирования аудиторской деятельности к саморегулированию в этой области. Лицензирование этой деятельности будет отменено с 01.01.2010 (с одновременным введением обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях).
В связи с этим при раскрытии информации об отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP), АО теперь не будут указывать данные о лицензии (номер, дата выдачи, срок действия, орган, выдавший лицензию) на осуществление аудиторской деятельности.
Также, отражая сведения об аудиторе в проспекте ценных бумаг либо в ежеквартальном отчете, эмитенты теперь могут указать вместо реквизитов этой лицензии полное наименование и место нахождения саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является (являлся) аудитор эмитента.
Расширен перечень сведений, указываемых в проспекте, об оценщике, привлекаемом эмитентом. Так, эмитенту, помимо прочего, необходимо указать информацию о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков. Сведения об оценщике, привлеченном эмитентом для оценки рыночной стоимости размещаемых или размещенных ценных бумаг, а также для оценки имущества для оплаты ценных бумаг указываются в ежеквартальном отчете при условии, что с даты проведения оценки прошло не более 3 лет. При этом четко разграничен состав сведений, указываемых об оценщике, работающем по трудовому договору, и об оценщике, занимающимся частной практикой.
Внесены уточнения в связи с возможностью привлечения оценщика, являющегося акционерным инвестиционным фондом.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2009 г. Регистрационный N 14237.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
Разрешено вывозить культурные ценности, приобретенные за границей.
Это касается экспонатов, созданных более 100 лет назад и ввезенных в Россию после вступления в силу поправок.
Культурные ценности, внесенные в охранные списки и реестры (Музейный и Архивный фонды), а также постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах, вывозить по-прежнему запрещено.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 574 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении нефти сырой"
Сроком на 9 месяцев установлена ставка импортной пошлины на нефть сырую плотностью при 20°С не менее 694,7 кг/м3, но не более 872,4 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,1 мас. %, но не более 1 мас. %.
Размер ставки составляет 5% от таможенной стоимости.
Данная категория нефти выделена в отдельную подсубпозицию - 2709 00 900 1 ТН ВЭД РФ.
Ставка действует в отношении нефти, добываемой в 13 месторождениях Восточной Сибири: Ванкорское газонефтяное, Юрубчено-Тохомское нефтегазоконденсатное, Талаканское нефтегазоконденсатное, в том числе Восточный блок, Алинское газонефтяное, Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное, Дулисьминское нефтегазоконденсатное, Верхнечонское нефтегазоконденсатное, Куюмбинское нефтегазоконденсатное, Северо-Талаканское нефтяное, Восточно-Алинское нефтяное, Верхнепеледуйское газоконденсатное, Пилюдинское нефтяное, Станахское нефтегазовое.
По данным СМИ в дальнейшем планируется рассмотреть вопрос об установлении нулевых ставок экспортных пошлин на данный товар.
Постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 573 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности"
Ряд федеральных органов власти имеет право перемещать через таможенную границу РФ изъятые из незаконного оборота наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры для использования в экспертной деятельности без лицензии и сертификата на право ввоза (вывоза). К таким органам относятся Генеральная прокуратура РФ, ФСКН России, МВД России, ФТС России, ФСБ России и Минюст России. При этом ввоз и вывоз осуществляются в соответствии с международными договорами РФ и на основании разрешения, выдаваемого ФСКН России. Установлен порядок такого перемещения.
Разрешение на ввоз (вывоз) оформляется для каждого случая пересечения таможенной границы РФ. Срок его действия не может превышать 1 года с даты выдачи.
Для получения разрешения в ФСКН России подается заявка установленной формы, содержащая информацию о цели ввоза (вывоза), обоснование количества перемещаемых средств и веществ, данные о предполагаемых месте и времени перемещения и т.п. К заявке прилагаются заверенные копии международного договора РФ, предусматривающего возможность ввоза (вывоза), и запрос компетентного органа иностранного государства на ввоз или его письменное разрешение (согласие) на вывоз указанных средств из страны.
Решение по заявке принимается ФСКН России в течение 30 дней с даты ее получения. Если заявка не соответствует установленным требованиям, в выдаче разрешения отказывается. При этом заявка может быть исправлена и подана повторно. Решение об отказе в выдаче разрешения может быть обжаловано.
В случае изменения наименования или места нахождения государственного органа либо утраты разрешения в течение 15 дней оно переоформляется или выдается его дубликат. Разрешение аннулируется, если компетентный орган иностранного государства отзовет свой запрос или разрешение (согласие) либо соответствующий международный договор РФ прекратит свое действие.

Гражданское право, приватизация

Внимание!
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"
Определены новые основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов.
Под кредитным кооперативом понимается некоммерческая организация, чья деятельность состоит в организации финансовой взаимопомощи ее членов (пайщиков) - граждан и юридических лиц. Взаимопомощь будет осуществляться посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения средств пайщиков и иных средств, а также посредством предоставления пайщикам займов.
Кредитный кооператив сможет привлекать денежные средства на основании: договоров займа (с юридическими лицами) и договоров передачи личных сбережений (с физическими лицами). Займы будут предоставляться на основании договоров займа, заключаемых между кооперативом и заемщиком - членом кооператива. Установлены ограничения деятельности кооператива в целях обеспечения его финансовой устойчивости. В этих же целях утверждены финансовые нормативы (величина резервного фонда, максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного пайщика, минимальная величина паевого фонда и др.). Кооператив сможет страховать свои имущественные интересы.
Определены порядок создания, реорганизации и ликвидации кредитного кооператива, порядок приема в члены кооператива и прекращения такого членства, а также порядок управления кооперативом. Предусмотрены источники формирования имущества кооператива и правила распределения его доходов. Приведены особенности деятельности кредитных кооперативов, членами которых являются граждане.
Кроме того, урегулированы вопросы создания и деятельности кредитного кооператива второго уровня (он объединяет не менее 5 кредитных кооперативов), союзов (ассоциаций) кредитных кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Признается утратившим силу ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".
ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением некоторых его положений. Например, финансовые нормативы нужно применять по истечении 1 года после дня вступления в силу данного ФЗ.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Нежилое помещение, приобретенное полностью или частично за счет кредита или целевого займа, полученного у юридического лица, будет считаться заложенным с момента регистрации права собственности заемщика на помещение (если иное не предусмотрено ФЗ или договором). При этом залогодержателем является банк или юридическое лицо, выдавшие кредит (заем).
Аналогичные правила установлены в отношении приобретенных таким же образом зданий и сооружений с земельными участками, на которых они расположены.
Ранее такой порядок распространялся только на земельные участки, жилые дома и квартиры.
Всем заемщикам независимо от вида ипотеки, предоставляется право застраховать риск ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита. Ранее таким правом обладали заемщики, выступающие залогодателями при ипотеке жилого дома или квартиры.
Кроме того, уточняется процедура обращения взыскания на заложенное имущество, если по условиям соглашения залогодержатель приобретает его, а в счет покупной цены засчитываются требования к должнику, обеспеченные ипотекой. В этом случае имущество будет приобретаться по рыночной стоимости, определенной по результатам оценки.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Упрощается процедура приобретения субъектами малого и среднего бизнеса арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.
Так, снижается минимальный срок аренды имущества, по истечении которого субъект малого или среднего бизнеса сможет реализовать преимущественное право на его выкуп (с 3 до 2 лет).
Отменяется требование к арендатору о надлежащем перечислении арендной платы в течение не менее 3 лет. Условием реализации преимущественного права на выкуп становится отсутствие задолженности по арендной плате, штрафам, пени за аренду на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества либо на день подачи заявления о реализации преимущественного права на выкуп.
При наличии задолженности по арендной плате или неустойке (штрафам, пеням) субъекту будет направляться требование о ее погашении. В этом случае при заключении договора купли-продажи субъект должен будет представить документы о внесении арендной платы и погашении задолженности.
Кроме того, устраняется требование о заключении договора залога недвижимости, приобретаемой арендатором в рассрочку. Если арендуемое имущество решат приобрести в рассрочку, оно должно будет находиться в залоге у продавца до полной его оплаты (это предусмотрено в ГК РФ). Таким образом, региональные и местные бюджеты, а также арендаторы избавятся от расходов на уплату госпошлины за регистрацию договоров залога.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Лицензирование отдельных видов деятельности

Внимание!
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ"
Внесенные поправки направлены на усиление контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Вводятся новые понятия "оборот прекурсоров" и "производство прекурсоров". Последнее определяется как "действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений".
Разграничены меры контроля за оборотом прекурсоров. Так, Список IV разбит на три таблицы: I - особые меры контроля, II - общие меры контроля, III - допускается исключение некоторых мер контроля. При формировании указанных таблиц учитываются особенности физико-химических свойств прекурсоров; масштабы и объемы международной торговли ими; использование прекурсоров в промышленности и быту; наличие достоверной информации о фактах использования прекурсоров при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.
Деятельность по производству, переработке, реализации, приобретению, использованию и хранению прекурсоров, отнесенных к Таблице 1, подлежит лицензированию. Ввозить (вывозить) такие прекурсоры будут вправе только государственные унитарные предприятия в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза).
Прекурсоры, занесенные в таблицы II и III, может ввозить (вывозить) любое юрлицо, имеющее соответствующую лицензию.
Для получения лицензии на ввоз (вывоз) прекурсоров юрлицу необходимо будет получить сертификат (если прекурсор является лекарственным средством) и разрешение.
Организации обязали отчитываться об обороте прекурсоров.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

Антимонопольное законодательство

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции"
Изменениями расширен перечень субъектов, с которыми договоры о переходе прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут заключаться без проведения торгов, конкурсов и аукционов.
Это государственные и муниципальные учреждения, госкорпорации и госкомпании, адвокатские, нотариальные, торгово-промышленные палаты, образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм.
Речь идет также о лицах, владеющих сетью инженерно-технического обеспечения. При этом передаваемое имущество должно являться частью этой сети.
Если имущество передается взамен снесенного или реконструированного, проведение торгов, аукционов, конкурсов не требуется.
До 1 июля 2015 г. продлен срок, в течение которого определенным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства разрешается заключать договоры аренды государственного или муниципального имущества на новый срок без проведения конкурсов или аукционов. Речь идет о договорах, заключенных до 1 июля 2008 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Поправки направлены на развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования.
Так, закреплены условия, при наличии которых (в совокупности) положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, даже если его доля на рынке товара составляет менее 35% (но превышает долю других субъектов). Такими условиями являются: возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара; доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен; реализуемый товар не может быть заменен другим; изменение цены товаров не обусловлено изменением спроса на него.
Уточнено понятие монопольно высокой (низкой) цены. Пересмотрены основания и порядок предоставления государственных (муниципальных) преференций. Урегулирован порядок применения антимонопольных запретов в отношении "вертикальных" соглашений. Дополнен перечень субъектов, относимых к группе лиц.
Скорректирован перечень действий и сделок, требующих предварительного согласия ФАС России, а также последствия совершения действия (сделки) без такого согласия. Пороговое значение активов, влияющее на необходимость согласия, увеличено с 3 до 7 млрд. руб., а выручки - с 6 до 10 млрд. руб. При этом вдвое повышены пороговые значения активов компании, с которыми связывается обязанность уведомлять ФАС России о сделках и иных действиях (с 200 до 400 млн. руб.).
Детально регламентирован порядок проведения плановых и внеплановых антимонопольных проверок. Плановые проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Причём о проведении плановой проверки лицо должно быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, а о внеплановой - не позже, чем за 24 часа.
Установлен срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства - 3 года со дня совершения нарушения (при длящемся нарушении - со дня окончания нарушения или его обнаружения).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя

Внимание!
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Установлено, что в технических регламентах должны дополнительно отражаться требования энергетической эффективности.
До вступления в силу техрегламента Правительством РФ утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого регламента и оценки соответствия.
Проекты правил и методов разрабатывают компетентные федеральные органы исполнительной власти. При этом используются существующие национальные стандарты. Проекты публикуются за 30 дней до утверждения правил и методов.
Уточнены функции национального органа по стандартизации. Он дополнительно предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами России по международным соглашениям в сфере технического регулирования. Речь идет, в частности, о положениях Соглашения ВТО по Техническим барьерам в торговле, приложения В Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Предусмотрена возможность реализации продукции во время действия декларации или сертификата о соответствии до окончания срока годности (службы).

Строительство, градостроительство и архитектура

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Изменения направлены на ускорение строительства объектов для проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.
Упрощен порядок утверждения документации по планировке территорий при поэтапном строительстве в отношении части территории, на которой расположен линейный олимпийский объект.
Разрешены строительство и эксплуатация линейных объектов на земельных участках в составе земель сельхозназначения. Переводить эти земли из одной категории в другую не нужно.
С 2 до 1 месяца сокращен срок, выделенный на ознакомление с проектом соглашения об изъятии земельного участка. Напомним, что по истечении указанного срока власти могут изъять участок через суд независимо от того, подписано соглашение или нет.
Предоставлять новый земельный участок взамен изымаемого для размещения олимпийских объектов будут не только собственникам, но и гражданам, арендующим участки, на которых расположены их индивидуальные жилые дома.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Уточняется механизм возврата средств в Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Расширен перечень случаев, когда финансовая поддержка, предоставленная субъекту РФ за счет средств Фонда, должна быть возвращена. Помимо случаев нецелевого использования средств и отсутствия долевого финансирования со стороны регионального бюджета выделенные средства подлежат возврату при невыполнении условий предоставления поддержки (в том числе нарушения графиков работ по кадастровому учету земельных участков под подлежащими ремонту многоквартирными домами, исключению перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ).
Решение о возврате средств принимается Правительством РФ по представлению Минрегиона России. Правление Фонда вправе принимать решение о возврате лишь остатка неизрасходованных средств, выделенных на переселение граждан из аварийного жилья.
Объем средств Фонда, подлежащих возврату, дифференцирован в зависимости от оснований такого возврата. Так, в случае нецелевого использования возврату подлежат средства, израсходованные не по назначению. При неперечислении выявленного остатка средств возвращается не вся сумма предоставленной поддержки (как было ранее), а только сумма остатка.
Уточняется порядок реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилья с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья. Так, до конца 2010 г. все финансирование в рамках таких программ должно направляться на приобретение жилых помещений в строящихся многоквартирных домах либо на строительство многоквартирных домов. При этом регистрация госконтрактов на приобретение жилых помещений в строящихся многоквартирных домах не требуется. Переход права собственности на указанные помещения будет регистрироваться в 5-дневный срок.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.

Сельское хозяйство

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 200-ФЗ "О выкупе чеков "Урожай-90", выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и внесении изменений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах"
Определены порядок выкупа чеков "Урожай-90", исполнения обязательств государства перед сдатчиками сельхозпродукции урожая 1991 г., а также состав государственных долговых товарных обязательств и срок исковой давности по ним.
Чеки "Урожай-90" выкупаются из расчета суммы, указанной на них, уменьшенной в 1 000 раз.
Выплаты сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 г. предусмотрены из расчета 0,4 руб. за 1 тонну проданного государству зерна; 0,8 руб. за 1 тонну маслосемян; 1 руб. за 1 тонну картофеля; 1,2 руб. за 1 тонну овощей.
Срок исковой давности по данным обязательствам - 1 год. Он исчисляется с 1 января 2011 г.
Выкуп и выплаты начинаются не позднее 15 декабря 2009 г. и завершаются 31 декабря 2010 г.
Предельный срок предъявления к выкупу чеков и обращения за получением выплат - 1 ноября 2010 г.
Кроме того, чеки "Урожай-90" и обязательства перед сдатчиками сельхозпродукции исключены из перечня государственных долговых товарных обязательств.
С 10 до 3 лет сокращен срок исковой давности по государственным долговым товарным обязательствам. Это соответствует общему сроку, установленному ГК РФ.
Исчисление срока исковой давности предусматривается с 1 августа 2009 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Перенесены сроки перехода деятельности рынков в капитальные строения (здания, сооружения).
Для розничных рынков переход предусмотрен не с 1 января 2010 г., а с 1 января 2013 г. Для сельскохозяйственных рынков, в том числе кооперативных (независимо от мест нахождения) - с 1 января 2015 г.
Иные розничные рынки, находящиеся на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, городов с населением более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами, должны переехать "под крышу" с 1 января 2012 г.
Необходимость переноса сроков обусловлена тем, что в связи с мировым кризисом некоторые организаторы розничных рынков не смогут в установленные сроки реконструировать рынки или начать капстроительство.

Транспорт и связь

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 197-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О транспортной безопасности"
Согласно внесенной поправке Правительство РФ теперь может устанавливать только перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Ранее им также определялись перечни профессий и должностей соответствующих работников транспорта.
Это обусловлено тем, что отнесение работника к указанной категории определяется не столько его должностью или профессией, сколько фактически выполняемой работой. Кроме того, исчерпывающий перечень профессий и должностей уже определены Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов сферы транспорта, а также Единым тарифно-квалификационного справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Внимание!
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу выдачи разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию"
Согласно изменениям судовые и бортовые радиостанции используются на основе разрешения, а не лицензии (как это было ранее). Замена термина "лицензия" на термин "разрешение" обусловлена тем, что использование указанных радиостанций не предусмотрено в перечне видов деятельности, при осуществлении которых требуется обязательное наличие лицензии.
Выдавать разрешения на судовую (бортовую) радиостанцию, а также определять форму и порядок их выдачи должен уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Также отменяется регистрация судовых и бортовых радиостанций.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования.

Внимание!
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 179-ФЗ "О внесении изменений в статью 34 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Согласно поправкам на военно-транспортные самолеты, используемые для зарубежных полетов, наносится изображение Государственного флага РФ. Знаки государственной принадлежности, наносимые на военные, пограничные, милицейские и таможенные воздушные суда, а также самолеты для выполнения мобилизационно-оборонных задач, определит Правительство РФ.
Разрешено наносить на государственные и экспериментальные воздушные суда помимо учетных опознавательных знаков дополнительные опознавательные знаки (определяющие принадлежность воздушных судов к федеральным органам исполнительной власти), бортовые номера, собственные имена, товарные знаки, геральдические знаки. Указанные знаки могут наноситься при условии их регистрации.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 152-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 года в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 года"
Россия присоединяется к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и становится членом Межправительственной организации по международным железнодорожным перевозкам.
Конвенция была подписана 9 мая 1980 г. Применение Конвенции позволит использовать единый перевозочный документ (накладную ЦИМ) при перевозке грузов в железнодорожно-паромном сообщении Россия - Европа по линии Балтийск-Засниц/Мукран (Германия) и Усть-Луга - Засниц/Мукран, а также с другими портами Европы. Такой единый документ будет применяться как на ж/д участке пути, так и на морском.
Ж/д перевозки будут осуществляться с применением этой накладной по всей территории Европы, а по российской территории - по отдельным участкам ж/д путей.
Действие Конвенции не распространяется на всю сеть российских железных дорог из-за существенных отличий ее положений от правовых норм РФ. С учетом этого, Конвенция будет применяться Россией не в полном объеме. Также Конвенция содержит иные правила, чем предусмотрены законодательством РФ (в т. ч. относительно освобождения железной дороги от ответственности за утрату груза, повреждение или его порчу).
Присоединение РФ к КОТИФ будет способствовать эффективному правовому обеспечению организации железнодорожно-паромного сообщения между портами РФ и Германии. Кроме того, российские судоходные компании смогут самостоятельно объявлять паромные линии между российскими и европейскими морскими портами.

Внимание!
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Создается Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор"). Определено правовое положение, принципы организации и деятельности госкомпании, особенности осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, находящихся в ее доверительном управлении.
Госкомпания создается в форме некоммерческой организации для оказания государственных услуг и выполнения иных функций в сфере дорожного хозяйства. Основными задачами ГК "Автодор" являются: поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог; увеличение их пропускной способности и обеспечение дорожного движения по ним; повышение качества обслуживания пользователей автодорог; развитие придорожной инфраструктуры.
В доверительное управление ГК "Автодор" на 99 лет передаются платные автодороги общего пользования федерального значения, а также дороги, содержащие платные участки. Определен порядок резервирования и изъятия земельных участков для размещения автодорог, передаваемых в доверительное управление ГК "Автодор". Предусмотрена возможность установления сервитутов в отношении участков, предоставленных госкомпании.
ГК "Автодор" наделяется широкими полномочиями по доверительному управлению автодорогами, организации их строительства и реконструкции. Построенные дороги могут в последующем использоваться на платной основе. ГК "Автодор" предоставляется право заключать концессионные соглашения в отношении автодорог.
Регламентирован порядок управления госкомпанией и контроля за ее деятельностью. Деятельность госкомпании будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, собственных доходов госкомпании и привлеченных средств.
В связи с созданием ГК "Автодор" уточняется порядок осуществления дорожной деятельности и использования платных дорог.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание!
Приказ Минтранса РФ от 10 июня 2009 г. N 94 "О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц"
Внесены изменения в Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на ж/д транспорте.
Скорректировано содержание понятия "отправительский маршрут". Так, исключено указание на то, что состав поезда должен формироваться самим грузоотправителем. Состав формируется на ж/д пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования на ж/д путях общего пользования ж/д станции (ранее - на ж/д подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на ж/д станции).
Отправительскими маршрутами также могут осуществляться перевозки грузов в контейнерах.
Отменено разграничение таких маршрутов на сетевые и внутридорожные.
Вес и длина маршрутов должны устанавливаться перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры и объявляться грузоотправителю.
Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе отправительского маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами.
Уточнен порядок заадресовки вагонов.
Приведена новая форма заявки на перевозку грузов отправительскими маршрутами. Помимо грузоотправителя (его уполномоченного представителя), заявку должны подписать представитель перевозчика и владельца инфраструктуры ж/д станции назначения маршрутов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 июля 2009 г. Регистрационный N 14272.

Внимание!
Приказ МВД РФ от 13 мая 2009 г. N 365 "О введении в действие водительского удостоверения"
Форма водительского удостоверения и порядок его оформления приведены в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 г. Так, расширен перечень сведений, указываемых в удостоверении, установлены новые категории транспортных средств, введены их подкатегории, а также соответствующие категориям и подкатегориям пиктограммы.
Новое удостоверение изготавливается на пластиковой основе и имеет несколько степеней защиты. На его лицевой стороне располагается цветная фотография владельца, а также определенные сведения (ФИО водителя, дата и место его рождения, дата выдачи удостоверения, срок его действия, категории транспортных средств, на право управления которыми выдано удостоверение и др.).
Каждое удостоверение имеет необходимый для автоматизированного учета штрихкод, серию и номер, наносимые на оборотную сторону. Также на этой стороне располагается таблица, содержащая, в том числе, категории и соответствующие пиктограммы транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение. Всего предусматривается 7 категорий: "традиционные" A, B, C и D, а также новые BE, CE и DE для автомобилей соответствующих категорий с прицепом.
Также утверждена новая форма реестра выдачи водительских удостоверений и временных разрешений на право управления транспортными средствами.
Кроме того, в связи с изменением административно-территориального деления РФ в новой редакции изложен перечень цифровых кодов регионов РФ, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств. Пермской и Иркутской областям, а также Красноярскому, Забайкальскому и Камчатскому краям отданы коды субъектов, из которых они были образованы.
С 1 марта 2011 г. старые формы водительских удостоверений и указанного реестра утрачивают силу. При этом водительские удостоверения старого образца действительны до окончания указанного в них срока действия.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2009 г. Регистрационный N 14302

Внимание!
Приказ Минобороны РФ от 27 апреля 2009 г. N 265 "Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации"
Установлен комплекс обязательных лечебных, профилактических, гигиенических и реабилитационных мероприятий, проводимых в отношении членов летного и инженерно-технического составов государственной авиации.
Указанные мероприятия проводятся медицинскими подразделениями воинских частей, а также учреждениями здравоохранения, входящими в состав авиационных формирований, федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих в своем составе государственную авиацию.
Закреплен порядок предполетного медицинского осмотра. На основании его данных выносится заключение о возможности допуска летного состава к полету (руководству полетом). При решении указанного вопроса также учитываются переносимость летной нагрузки в предыдущие дни, результаты периодических медицинских осмотров и данные исследования функциональной способности сердечно-сосудистой системы. Такие данные получают при медосвидетельствовании врачебно-летными комиссиями.
Во время полета начальник медицинской службы поддерживает постоянную связь с командиром судна, руководителем полетов и летным составом. Он выясняет самочувствие экипажей, находящихся в воздухе. В обязанности начальника медслужбы также входит контроль режима питания и межполетного отдыха летного состава; проверка укомплектованности медицинского поста аэродрома; медицинская эвакуация на санитарном автомобиле больных и пострадавших на аэродроме в лечебные учреждения; наблюдение за самочувствием и работоспособностью экипажей после выполнения полетных заданий и др.
Установлены правила медицинского обеспечения физической подготовки летного состава, парашютных прыжков, наземных тренировочных катапультирований, тренировок на авиационных тренажерах. Регламентирован порядок медицинского контроля за питанием летного состава. Определены особенности медицинского обеспечения полетов различных родов авиации; в особых климатических и иных условиях; при летном обучении и несении боевых дежурств.
Федеральные авиационные правила вводятся в действие с 1 сентября 2009 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июля 2009 г. Регистрационный N 14293.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Внимание!
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Изменения направлены на совершенствование законодательства о банкротстве.
Часть поправок касается реализации заложенного имущества должника. Так, уточнено, что с даты введения наблюдения обращение взыскания на заложенное имущество не допускается (как в судебном, так и во внесудебном порядке). Продажа предмета залога в ходе финансового оздоровления и внешнего управления осуществляется организатором торгов (арбитражным управляющим или специализированной организацией). Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом, вправе оставить предмет залога за собой, если повторные торги признаны несостоявшимися. При этом предмет залога оценивается на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах.
Скорректирован порядок расчета процентов по вознаграждению временного управляющего в случаях, когда балансовая стоимость активов должника составляет 250 тыс. руб. и более. Процент исчисляется от суммы, на которую балансовая стоимость этих активов превышает определенную величину (например, при балансовой стоимости активов от 1 до 3 млн. руб. процент рассчитывается от суммы, на которую стоимость активов превышает 1 млн. руб.). Аналогичным образом исчисляю

РУССКИЙ  |  ENGLISH  |
САЛЬДОГРУПП Организация бухгалтерского учета, бухгалтерское обслуживание, подготовка налоговой отчетности, консультирование.