Изменения в Федеральном Законе от 16.05.09



Наиболее важные документы отмечены словом "Внимание!"

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Внимание!
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 апреля 2009 г. N 03-02-08/28 Об использовании налогоплательщиками письменных разъяснений Минфина России и налоговых органов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты вправе учитывать письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Данные разъяснения не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм и предписаний. В них выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций.
Соответствующие письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами.
Выполнение письменных разъяснений признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Кроме того, если во время выполнения разъяснений возникла недоимка по налогам и сборам, на нее не начисляются пени.

Банковская деятельность

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями"
Соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены. Но при определенных условиях такие соглашения могут быть признаны допустимыми. Установлены случаи допустимости соглашений между банками и страховыми организациями (общие исключения).
Общие исключения относятся к соглашениям о порядке взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков банка (кроме страхования рисков при ипотечном кредитовании). Причем страхование рисков должно быть обязательным условием предоставления займа или кредитования заемщиков.
Соглашение признается допустимым, если банк принимает страховые полисы любой страховой организации, отвечающей требованиям банка и условиям предоставления страховой услуги. Также необходимо, чтобы одновременно выполнялись некоторые другие условия.
Так, в соглашении должен быть исчерпывающий перечень требований к страховой организации и условиям предоставления страховой услуги. Причем не могут предъявляться требования к размеру уставного капитала, страховых резервов, объему собранной страховой премии, опыта страховой деятельности, уровню рейтинга.
Нельзя обязывать заемщика заключать договор страхования на весь срок кредитования, если последний превышает 1 год. Заемщикам необходимо предоставить возможность страховать риски в любой страховой организации, отвечающей установленным требованиям.
Общие исключения действуют в течение 5 лет со дня вступления постановления в силу.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 402 "О специальной пошлине на трубы большого диаметра, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, происходящие из Китайской Народной Республики"
Введена специальная пошлина в размере 8% от таможенной стоимости на ввоз в Россию труб большого диаметра (наружным диаметром более 508 мм), происходящих из Китая.
Специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры.
Специальная пошлина установлена несмотря на то, что Китай является развивающейся страной, пользующейся национальной системой преференций.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и действует до 21 декабря 2009 г.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 380 "О внесении изменения в перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства Российской Федерации и аппараты торговых советников посольств Российской Федерации преобразуются в торговые представительства Российской Федерации"
Скорректирован перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства России и аппараты торговых советников российских посольств преобразуются в эти представительства.
Изменения обусловлены провозглашением 3 июня 2006 г. независимости Черногории.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2009 г. N 369 "Об утверждении списка соковой продукции из фруктов и (или) овощей, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации"
Установлен перечень соковой продукции из фруктов и (или) овощей, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при ввозе в РФ. Это, в частности, томатный сок, овощное и фруктовое пюре, фруктовые соки, фруктовые и (или) овощные нектары, сокосодержащие напитки, морсы.
При ввозе указанных товаров одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании. Документы о подтверждении соответствия необходимы, если названная продукция подлежит отчуждению либо использованию по назначению на территории РФ.
Постановление вступает в силу с 29 апреля 2009 г.

Сельское хозяйство

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 384 "Об утверждении Правил государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора"
Установлен порядок государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение, а также перехода указанного права без договора.
В частности, регистрации подлежат договоры об отчуждении, о залоге исключительного права, о предоставлении права использования селекционного достижения; изменения в существенные условия зарегистрированного договора; расторжение зарегистрированного договора; переход исключительного права без договора.
Для регистрации необходимо представить документы в отношении зарегистрированных селекционных достижений, правовая охрана которых не прекращена или не признана недействительной. При этом сведения о предмете договора, правообладателе и сторонах договора должны соответствовать данным Государственного реестра охраняемых селекционных достижений. В возмездном договоре об отчуждении исключительного права или договоре о предоставлении права использования селекционного достижения надо указать условие, касающееся вознаграждения.
Регистрирующим органом является Минсельхоз России.
Приведен перечень документов, необходимых для регистрации.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание

Внимание!
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 апреля 2009 г. N 321 "О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402"
Установлено, что личные медицинские книжки, а также санитарные паспорта на специально предназначенные или оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
Внесены изменения в форму санитарного паспорта.
Ранее на странице 6 паспорта содержалась выписка из ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Указанная выписка переносится на страницу 7 паспорта.
Теперь на странице 6 делаются отметки о дезинфекции. Первоначально для таких отметок отводилась только 5-ая страница паспорта.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2009 г. Регистрационный N 13857.

Основы государственно-правового устройства

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" дополнительными полномочиями и формированием ее имущества"
Изменения связаны с предоставлением Госкорпорации "Ростехнологии" полномочий по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, а также с формированием ее имущества.
Установлено, что право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, предоставленное организациям, которые войдут в состав корпорации, сохраняется за ними на весь период его действия и может быть продлено.
Аналогичные права предоставлены организациям, не менее 51% акций (долей, имущества) которых находится в федеральной собственности и передается "Ростехнологиям" в качестве имущественного взноса России, или же организациям, 100% акций которых находится в собственности этой корпорации.
Определены особенности приватизации имущества ФГУПов, преобразуемых в ОАО, 100% акций которых находится в федеральной собственности и передается Госкорпорации в качестве имущественного взноса России.
Требование об обязательном предложении о приобретении акций ОАО не распространяется на приобретение акций в целях формирования имущества госкорпорации, созданной за счет имущественного взноса.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии"
Госкорпорации разрешено оказывать поддержку не только российским разработчикам и производителям высокотехнологичной промышленной продукции, но и другим организациям, в которых Госкорпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения.
Также Госкорпорация наделена правом участия в организации выполнения государственной программы вооружения, гособоронзаказа и мобилизационного плана, долгосрочных целевых программ, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества.
Предусмотрено расширение полномочий Корпорации в части проведения финансового мониторинга, проверок и ревизий подведомственных организаций; создания в них ведомственной охраны; участия в международных выставках военной продукции; подготовки законопроектов.
Уточнены полномочия генерального директора и наблюдательного совета Госкорпорации.
Отдельная статья посвящена порядку формирования и организации деятельности научно-технического совета Госкорпорации.
Закреплены особенности преобразования ФГУП в ОАО, акции которых передаются Госкорпорации в качестве имущественного взноса РФ.

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Закреплено право органов местного самоуправления принимать правовые акты по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, создания и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, работы спасателей.
Ранее возможность регулирования правоотношений в этих сферах муниципальными актами не предусматривалась. При этом муниципальные органы уполномочены принимать правовые акты по вопросам местного значения. Принятые изменения позволят устранить этот пробел.

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Внесенными изменениями расширены полномочия представительного органа муниципального образования.
Представительный орган вправе, в том числе, заслушивать ежегодные отчеты глав муниципального образования, местной администрации о результатах их деятельности. Соответствующие обязанности возложены на указанных должностных лиц.
Представительный орган также вправе принимать решения об удалении главы муниципального образования в отставку по инициативе своих депутатов или высшего должностного лица региона.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 7 мая 2009 г. N 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки"
В 2009 г. введен безвизовый режим въезда и нахождения в РФ для иностранных туристов, прибывающих в Россию на срок до 3 суток на пассажирских паромах. Определен порядок пребывания указанных туристов на территории РФ.
Участники туристической группы - иностранные граждане и лица без гражданства - могут находиться на территории РФ в течение 72 часов без виз в случае проживания на пароме или в ином месте, определенном в групповой туристической программе. Под паромом понимается судно, не являющееся круизным, совершающее международные перевозки грузов и (или) пассажиров, в том числе участвующих в групповой туристической программе, и имеющее разрешение на пассажирские перевозки.
Капитан парома через судового агента должен представить властям российского порта за 72 часа до прихода судна списки прибывающих пассажиров - участников групповой туристической программы и саму программу. Для безвизового схода на берег иностранец должен иметь документ, удостоверяющий личность, и числиться в указанных списках. Участник группы, не имеющий визы, может находиться только на территории, определенной в групповой туристической программе.
Установлены основания, по которым срок безвизового пребывания может быть продлен (повреждение судна, стихийное бедствие, тяжелая болезнь и экстренное лечение участника туристической группы).
Утвержден перечень портов, через которые допускается въезд в РФ иностранных туристов на паромах. В этот перечень вошли Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Владивосток, Выборг, Калининград, Корсаков, Новороссийск, Сочи.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"
Утверждено Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ. Им урегулированы вопросы планирования законопроектной деятельности, образования и деятельности рабочих групп по подготовке законопроектов, внесения законопроектов в Правительство, а также подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов.
План законопроектной деятельности Правительства принимается в целях реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями работы Правительства на определенный период. План уточняется в соответствии с ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию, программами социально-экономического развития государства, а также предложениями федеральных органов исполнительной власти и некоторых организаций. Проект плана разрабатывает Минюст России.
До внесения в Правительство законопроект должен получить заключения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Законопроект и прилагаемые к нему материалы (приведен их перечень) рассматриваются Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности. Комиссия может принять решение о внесении законопроекта в Правительство только после представления туда проектов нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
С даты принятия решения о внесении Правительством законопроекта в Госдуму начинается подготовка и согласование актов, необходимых для реализации соответствующего закона. Установлен порядок подготовки актов после принятия во втором чтении законопроекта, содержащего нормы о предоставлении гражданам мер социальной поддержки, за исключением законопроектов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и об исполнении указанных бюджетов (исключение действует до 01.06.2011).
В соответствие с Положением приводятся Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов, а также Регламент Правительства РФ. Кроме того, утрачивают силу отдельные акты Правительства РФ по вопросам законопроектной деятельности.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 387 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации"
В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были внесены изменения, по-новому распределившие функции в сфере государственного регулирования деятельности по финансовому оздоровлению экономики. Так, было выделено две структуры органов: одна - контрольная, другая - регулирующая. К контролирующему органу перешли функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций. Государственному регулирующему органу вменены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансового оздоровления. Регулирующим органом назначено Минэкономразвития России.
В связи с этим расширены полномочия Минэкономразвития России.
Так, Министерство уполномочено утверждать порядок ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации, порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Оно будет определять порядок осуществления контролирующим органом контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Также Минэкономразвития РФ будет утверждать единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе, порядок проведения торгов по реализации имущества должника в электронной форме. Кроме того, Министерство уполномочено устанавливать федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих.

Внимание!
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 385 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ уточнен порядок оценки имущества унитарного предприятия и акционерного общества, более 25% акций которого находится в государственной (муниципальной) собственности, при проведении в отношении них процедур банкротства. Так, отчет об оценке имущества указанных должников направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в уполномоченный Правительством РФ орган власти для подготовки заключения по нему.
Полномочия по подготовке указанного заключения осуществляет Росимущество.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 91-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Предусмотрена обязательная оценка земельных участков и иной недвижимости Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в случае их продажи, передачи в аренду или в залог.
Так, рыночная стоимость объектов недвижимости Фонда устанавливается в случаях: продажи или передачи в аренду земельных участков Фонда для жилищного строительства, размещения объектов производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного строительства; продажи объектов недвижимости Фонда вместе с земельными участками Фонда, на которых они расположены; продажи земельных участков Фонда, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты инфраструктуры; передачи в залог земельных участков Фонда.
Для ускорения передачи в собственность Фонда находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них недвижимыми объектами) исключена необходимость проведения оценки передаваемых объектов.
В целях разграничения государственной собственности на землю уточнено, что к федеральной собственности относятся земельные участки, принадлежащие организациям, созданным и (или) подведомственным государственным академиям наук.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 80-ФЗ "О внесении изменения в статью 230 Трудового кодекса Российской Федерации"
Установлено, что экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования представляются работодателем в отделение ФСС РФ в трехдневный срок после завершения расследования.
Прежде такой срок не был определен.
Указанные выше документы необходимы для того, чтобы пострадавшему оплатили дополнительные расходы на лечение, социальную и профессиональную реабилитацию.
Как показывает практика, работодатели представляли документы по прошествии значительного времени. Из-за этого пострадавшие не могли своевременно получить страховое возмещение.
Поправки направлены на решение данной проблемы.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 82-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Законодательно закреплено право спортсмена на включение его в состав спортивных сборных команд России. При этом он должен соответствовать критериям отбора спортсменов, утвержденным соответствующими общероссийскими спортивными федерациями. Кроме того, включение в составы национальных сборных команд возможно только при соблюдении установленного порядка их формирования.
Это дополнение призвано придать отношениям, связанным с формированием национальных сборных команд, открытость и прозрачность. Авторы закона надеются, что с его принятием должны прекратиться случаи, когда такие необъективные причины, как личное отношение или предпочтение руководства спортивных федераций к тому или иному спортсмену, служили поводом для отказа во включении в состав спортивной сборной команды.

Внимание!
Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. N 38 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия"
Установлена форма паспорта объекта культурного наследия.
В паспорте объекта, в частности, указываются следующие сведения: время создания, адрес местонахождения, категория историко-культурного значения; вид и общая видовая принадлежность; сведения об использовании объекта; краткие исторические сведения, основная библиография и архивные источники; описание объекта и границ его территории; предмет охраны; вывод об историко-культурной ценности. Приводится фотография объекта.
Паспорт оформляется на объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Он выдается собственнику соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Следует отметить, что предоставление паспорта обязательно при регистрации прав на объект культурного наследия и сделок с ним.
Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2009 г. Регистрационный N 13844.

Внимание!
Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. N 37 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
Установлены общие принципы формирования и ведения Росохранкультурой единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (далее - Реестр).
При выявлении объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, Росохранкультура и уполномоченные региональные органы исполнительной власти (далее - органы охраны объектов культурного наследия) осуществляют их государственный учет в специальных документах. Такими документами являются учетные карты. Они составляют часть Реестра и не подлежат уничтожению.
На основании решений органов государственной власти Росохранкультура включает в Реестр объекты культурного наследия путем присвоения им регистрационных номеров. Сведения и документы, представленные для принятия решения о включении объекта в Реестр, составляют учетное дело объекта, которое подлежит бессрочному хранению.
Органы охраны объектов культурного наследия бесплатно предоставляют физическим и юридическим лицам из Реестра информацию о наименовании и виде объекта, времени возникновения или дате его создания, местонахождении, категории историко-культурного значения. Кроме того, могут предоставляться описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в Реестр, описание границ территории объекта, его фотография, сведения об госоргане, принявшем решение о включении в Реестр, а также сведения об этом решении.
Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2009 г. Регистрационный N 13843.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 81-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года"
Ратифицирован протокол, вносящий изменения и дополнения в соглашение, определяющее статус Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В эту организацию наряду с Россией входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Государства-члены вправе учреждать постоянные представительства при ОДКБ. Определен правовой статус такого представительства, а также его сотрудников и членов их семей.
Представительства, сотрудники и члены их семей имеют такие же привилегии и иммунитеты, как и дипломатические представительства, их сотрудники и члены семей сотрудников в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях.
Привилегии и иммунитеты ОДКБ распространяются и на Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган ОДКБ и Совета министров обороны ОДКБ.
Военнослужащим, гражданскому персоналу Объединенного штаба и членам их семей предоставлены такие же привилегии и иммунитеты, как и должностным лицам, сотрудникам ОДКБ.

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 85-ФЗ "О ратификации Второго протокола о внесении дополнений в Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Второго протокола о внесении дополнения в Протокол о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года"
Ратифицируемые протоколы были подписаны в г. Душанбе 6 октября 2007 г. главами государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, а именно: главами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана (далее - государства-члены ОДКБ).
Эти протоколы вносят дополнения в Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и в Протокол о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках названного соглашения.
Дополнения направлены на совершенствование механизма военно-технического сотрудничества между государствами-членами ОДКБ. Так, на войска, воинские формирования, правоохранительные органы и специальные службы, не входящие в состав национальных вооруженных сил государств-членов ОДКБ, будут распространяться льготы на поставку продукции военного назначения. В отношении указанных поставок планируется применять существующий порядок контроля за целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках соглашения.

Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статью 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статью 66 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"
Уточнен порядок замещения председателя суда.
Согласно действующему законодательству руководители органов исполнительной и законодательной (представительной) власти самостоятельно определяют, кто из заместителей осуществляет полномочия руководителя во время их отсутствия.
В то же время организационные полномочия председателей судов по распределению обязанностей между своими заместителями оказались ущемленными по сравнению с аналогичными полномочиями руководителей государственных органов.
В связи с этим исключается норма о том, что в случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель. Теперь председатель суда вправе передать свои полномочия на время отсутствия любому своему заместителю, а при отсутствии последнего - одному из судей.

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 87-ФЗ "О создании и упразднении некоторых районных судов Новгородской области"
Закон предусматривает объединение малосоставных судов (со штатной численностью 1-3 судьи) либо присоединение их к более крупным судам. Данная мера обусловлена тем, что одно- и трехсоставные районные суды не способны во всех случаях обеспечить коллегиальное рассмотрение дел, а создание 4-составного и более суда неоправданно в связи с низкой нагрузкой судей.
Кроме того, упраздняется Новгородский городской суд, а относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию Новгородского районного суда.
Штатная численность судей и сотрудников аппарата упраздненных судов передается в укрупненные районные суды. Территориальное размещение зданий судов остается неизменным.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Внимание!
Федеральный конституционный закон от 7 мая 2009 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
Установлено, что в случае отсутствия председателя арбитражного суда его полномочия по поручению председателя осуществляет один из заместителей председателя. Таким образом, председатели арбитражных судов могут сами определять, кому из заместителей передать полномочия на время своего отсутствия.
Ранее в случае отсутствия председателя арбитражного суда его полномочия осуществлял первый заместитель председателя. Тем самым закон ограничивал полномочия председателей арбитражных судов по распределению обязанностей между своими заместителями.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением"
Утверждены правовые основы для обеспечения силами уголовно-исполнительной системы (УИС) охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Речь идет об учреждениях, предназначенных для проведения по решению суда принудительного лечения лиц, совершивших особо опасные преступления, но освобожденных от уголовной ответственности или от наказания в связи с психическими расстройствами.
Охрану указанных учреждений, сопровождение и охрану лиц, находящихся на принудительном лечении, будут обеспечивать специальные учреждения УИС - подразделения охраны психиатрического стационара. Руководство их деятельностью поручено территориальным органам УИС.
Установлены задачи этих подразделений, права и обязанности их сотрудников, а также принципы их взаимодействия с администрацией психиатрических стационаров.
Определены условия и пределы применения сотрудниками подразделений физической силы, специальных средств и газового оружия. В качестве специальных средств могут быть использованы резиновые палки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, служебные собаки, средства принудительной остановки транспорта.
Закреплены случаи применения и использования огнестрельного оружия (например, в целях защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью лиц, находящихся на территории стационара, для освобождения заложников и захваченных охраняемых объектов стационара и отражения вооруженного либо группового нападения на такие объекты). Указано, что физическая сила, специальные средства и (или) оружие не могут применяться для наказания лиц, находящихся на принудительном лечении в стационаре.

Административные правонарушения, административная ответственность

Внимание!
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Водителя, не уступившего дорогу пешеходу, велосипедисту или иному участнику дорожного движения (кроме водителей), пользующимся преимуществом в движении, теперь будут наказывать штрафом от 800 до 1000 руб. За нарушение правил перевозки людей предусмотрен штраф в 500 руб. (кроме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора и других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения). Ранее указанные нарушения влекли предупреждение или штраф 100 руб.
Нарушивший ПДД пешеход, пассажир транспортного средства, велосипедист или другой участник дорожного движения (кроме водителя) может быть предупрежден или оштрафован на 200 руб. (вместо 100 руб.).
Впервые предусмотрена административная ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки). За это может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере 300 руб. Аналогичным образом будут наказывать за нарушение правил остановки или стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов (ранее - предупреждение или штраф от 200 до 300 руб.).
Со 100-300 руб. до 500-700 руб. увеличен размер штрафа за перевозку людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных ПДД), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения.

Международные отношения

Федеральный закон от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон касается проведения в 2012 г. во Владивостоке саммита в рамках форума АТЭС. Необходимость принятия закона обусловлена большим объемом предстоящих работ и сжатыми сроками подготовки к проведению саммита - с 21 ноября 2007 г. по 1 января 2012 г.
Законом подробно регламентируется порядок строительства на о. Русский необходимых для проведения саммита объектов. Предусмотрена упрощенная процедура проведения государственной экспертизы проектной документации по строительству объектов АТЭС. Определен порядок предоставления земельных участков для размещения объектов АТЭС. Госзаказ на строительство или реконструкцию объектов саммита АТЭС допускается размещать без проведения торгов у единственного подрядчика, определенного Правительством РФ. До 1 января 2011 г. предусмотрена возможность размещения госзаказа путем проведения аукциона в электронной форме.
На территории Приморского края до 1 января 2012 г. разрешено изъятие земельных участков, а также расположенной на них недвижимости для размещения объектов АТЭС. Изъятие проводится путем выкупа либо предоставления взамен иных участков (объектов недвижимости). Регламентирован порядок переселения граждан из жилья, изымаемого для проведения саммита. До 1 января 2012 г. допускается установление сервитутов в отношении земельных участков для размещения и эксплуатации объектов саммита.
Предусмотрен особый порядок использования лесов для размещения объектов саммита. Установлен упрощенный порядок привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в связи с проведением саммита (в частности, без получения разрешений на работу).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Новые книги в информационном блоке "Большая библиотека бухгалтера"

Ремизова Е.Ю., Султанова Г.С. Подготовка к переходу на МСФО: что необходимо знать главному бухгалтеру - Система ГАРАНТ, 2009.
В издании рассматриваются принятые в международной финансовой отчетности основы учетного цикла, особенности учета отдельных хозяйственных операций, отражения активов, обязательств, капитала, расходов и доходов и другие стандарты. Представлены не только основные принципы ведения учета и составления отчетности по МСФО, но и базовые методики и технологии трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

Новые книги в информационном блоке "Большая библиотека юриста"

Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" - Система ГАРАНТ, 2009 г.
Постатейный комментарий к Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства" подготовлен с учетом последних изменений в аграрном, земельном и ином законодательстве по состоянию на 1 марта 2009 г. Раскрывает основные направления реализации аграрной политики государства на современном этапе правовой реформы, включая приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса". Анализируется региональная специфика правового регулирования отношений в сфере развития сельского хозяйства (на примере Волгоградской и Оренбургской областей), рассматриваются муниципальные правовые акты.
Комментарий ориентирован на широкий круг читателей, в первую очередь, на граждан, проживающих в сельской местности, но может представлять интерес для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, государственных и муниципальных служащих, и всех тех, кому не безразличны вопросы современной аграрной политики в Российской Федерации

Беляева О.А. Договорная работа на предприятии. Практические рекомендации в вопросах и ответах (Под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ профессора В.Б. Ляндреса) - М.: "КОНТРАКТ"; "ИНФРА-М", 2009 г.
Настоящее издание посвящено актуальным вопросам ведения договорной работы в различных организациях. В нем широко используются материалы судебно-арбитражной практики разрешения договорных споров. Рассчитано, главным образом, на практикующих специалистов, а также руководителей высшего и среднего звена.

Савельева О.А. Судебное толкование в применении уголовного закона - "Юрайт", 2008 г.
Настоящая книга представляет собой учебно-практическое пособие для практикующих юристов, научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, а так же для адвокатов и других специальностей, тесно связанных с применением уголовного законодательства Российской Федерации. В работе рассматривается сущность актов судебного толкования уголовного закона и приводится их классификация, анализируется место судебной практики в системе уголовно-правовых источников, исследуются проблемы использования судебных решений и сформулированных в них положений в практической деятельности судебными, следственными органами, органами прокуратуры, уделяется внимание роли и значению судебного толкования в уголовном праве дореволюционной и советской России, в англо-саксонской и романо-германской правовых семьях.
На основе анализа теории уголовного права, законодательства и судебной практики формулируются предложения по законодательному закреплению актов судебного толкования Верховного и Конституционного Судов РФ в отечественной уголовной правовой системе.

Марлухина Е.О. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" - Система ГАРАНТ, 2009 г.
В издании дается постатейный комментарий основного на сегодняшний день нормативного акта, регулирующего отношения в сфере осуществления международных автомобильных перевозок.
Комментарий носит теоретико-прикладной характер и предназначен для юристов, государственных служащих, юридических и физических лиц, занятых в сфере международных автомобильных сообщений, а также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.

Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева) - "Деловой двор", 2009 г.
Настоящий комментарий, изданный к пятнадцатилетнему юбилею Конституции РФ 1993 г., представляет собой фундаментальное научно-практическое издание, в котором постатейно, с привлечением российского и зарубежного конституционного опыта комментируются положения Основного закона.
Авторы издания, среди которых известные специалисты в области конституционного и административного права, федерализма и теории власти, анализируют актуальные конституционно-правовые проблемы, тормозящие правовое, экономическое, социальное и культурное развитие нашего государства.
В книге подробно, с использованием практических примеров, исследованы основы конституционного строя, отечественная система прав и свобод человека и гражданина, положения о правовом статусе Президента РФ, Федеральном Собрании, Правительстве РФ, судебной власти и местном самоуправлении.
В комментарии изложены практические предложения по совершенствованию текста Основного закона страны.
Издание адресовано сотрудникам органов государственной власти и управления, государственным служащим, научным работникам, студентам и аспирантам, обучающимся по государственно-правовой специальности, а также всем гражданам, интересующимся развитием конституционного права России.

Гришаев С.П. Страхование. Учебно-практическое пособие - Система ГАРАНТ, 2009 г.
В работе анализируются основные страховые термины, исследуются нормы действующего законодательства, приводится судебная практика по страховым делам. Таким образом, учебное пособие представляет интерес для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов. Однако оно может представлять интерес для всех юристов, работающих в области страхового права, а также для всех граждан, заключающих договоры страхования и в связи с этим интересующихся проблемами страхового права. Это обусловлено тем, что в нем учтен новейший нормативный материал по страхованию и дан его комментарий, а также рассматриваются спорные моменты страховых правоотношений.

Наиболее интересные материалы информационного блока "Бухучет и аудит: разъяснения и консультации"

  • Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей (В.В. Семенихин, "Все для бухгалтера", N 4, апрель 2009 г.)
  • Общества с ограниченной ответственностью: изменение законодательства (В. Погодин, "Финансовая газета", N 18, апрель 2009 г.)
  • Спорные вопросы применения ЕСХН (Ю. Лермонтов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, апрель 2009 г.)
  • Налоговый риск: сущность и проявления (М.Р. Пинская, "Финансы", N 2, февраль 2009 г.)
  • Новая форма декларации по ЕНВД: что было и что стало (К.С. Николаева, "Вмененка", N 4, апрель 2009 г.)
  • Анализируем изменения в декларации по НДФЛ (В.М. Саркарова, "Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2009 г.)
  • Декларация по налогу на прибыль для организаций, имеющих филиалы (О.А. Курбангалеева, "Советник бухгалтера", N 3, март 2009 г.)
  • О новом порядке предоставления стандартных налоговых вычетов (Т.Ю. Левадная, "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 5, март 2009 г.)
  • Расходы при УСН, учитываемые в особом порядке ("Упрощенка", N 4, апрель 2009 г.)
  • Бесплатные обеды для сотрудников: налоговые последствия (П.А. Яковенко, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 8, апрель 2009 г.)
  • Обособленные подразделения. Ликвидируем и рассчитываемся (И.Н. Гурина, "Налог на прибыль. Учет доходов и расходов", N 4, апрель 2009 г.)
  • Плата за отопление: особенности налогообложения (С.Н. Козырева, "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2009 г.)
  • Вычет НДС при отсутствии разрешения на строительство (Т.Ю. Кошкина, "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2009 г.)
  • Иностранный учредитель внес в уставный капитал оборудование (М.В. Моисеев, "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2009 г.)
  • "Молочный" техрегламент. На что обратить внимание продавцу? (Е.В. Преснякова, "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2009 г.)
  • Права органов МВД: ограничения с 2009 года (И.В. Костин, "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2009 г.)

Наиболее интересные материалы информационного блока "Кадры: разъяснения и комментарии"

  • Больничный лист: выявляем подделки (Л. Сальникова, "Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 3, март 2009 г.)
  • Обеспечение сохранности документов по личному составу при реорганизации и ликвидации организаций (А. Пшенко, "Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 3, март 2009 г.)
  • Как разработать эффективную стратегию управления персоналом (О. Аминова, Е. Каштанова, "Кадровик. Кадровый менеджмент", N 3, март 2009 г.)
  • Бенчмаркинг персонала: опыт, проблемы, перспективы (С. Сотникова, "Кадровик. Кадровый менеджмент", N 3, март 2009 г.)
  • Повышение мотивации труда государственных служащих (Е. Чернова, "Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 3, март 2009 г.)
  • Разграничение трудовых и гражданско-правовых правоотношений (А. Вазягина, "Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 3, март 2009 г.)
  • Работник пропал без вести (И.А. Гаврикова, "Зарплата", N 4, апрель 2009 г.)
  • Расчетная ведомость 4-ФСС РФ за 1 квартал 2009 года (О.С. Овчинникова, "Зарплата", N 4, апрель 2009 г.)

Наиболее интересные материалы информационного блока "Банковское дело: разъяснения и комментарии"

  • Рационирование кредита, или Кредитный паек для российской экономики (С. Моисеев, "Банковское обозрение", N 4, апрель 2009 г.)
  • Продав бизнес, акционеры остаются у разбитого корыта (В. Сошина, "Банковское обозрение", N 4, апрель 2009 г.)
  • О мультипликаторе в факторинге (С.Я. Лодман, Ю.И. Гузенко, И.Е. Покаместов, "Факторинг и торговое финансирование", N 1, I квартал 2009 г.)
  • Комиссионное вознаграждение фактора: структура и способы оценки (М.В. Леднев, "Факторинг и торговое финансирование", N 1, I квартал 2009 г.)

Материалы информационного блока "Электронная версия бератора "Практическая энциклопедия бухгалтера"

  • Воинский учет работников (Е. Диркова, "Практическая бухгалтерия", N 5, май 2009 г.)
  • Опоздавший счет-фактура (Ю. Пименова, "Практическая бухгалтерия", N 5, май 2009 г.)
  • Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями (Д. Васильев, "Практическая бухгалтерия", N 5, май 2009 г.)

Материалы информационного блока "Классика российского правового наследия"

Общий устав российских железных дорог (издание 4-е) (сост. Н. Л. Брюль) - С.-Петербург, 1908 г.
Настоящее издание (четвертое, по официальному изданию 1906 г.) является первой частью Сборника железнодорожных узаконений и распоряжений Правительства. Интересно, что Устав не просто регулирует пассажирские и грузовые перевозки, но и содержит специальные правила давности железнодорожных исков и раздел специальных полицейских (административных) железнодорожных правил.

Белявский Л. А., Рубиновский А. Л. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в толковании юристов - Каменец-Подольский, типо-литография Л. Ландвигера, 1902 г.
Постатейный комментарий к Уложению о наказаниях. Подробное, рассчитанное не только на юристов, но и на интересующихся данной темой читателей, издание.

РУССКИЙ  |  ENGLISH  |
САЛЬДОГРУПП Организация бухгалтерского учета, бухгалтерское обслуживание, подготовка налоговой отчетности, консультирование.